Под Новогрудком найден исторический центр Руси
Камень Алатырь, молочные реки с кисельными берегами, райские птицы и мировое дерево, подпирающий небо столб и прядущая нить судьбы богиня Макошь — всё это найдено в Беларуси, в окрестности озера Свитязь.
По следу богатыря
«АиФ» уже рассказывал о неожиданной версии истолкования русских былин, предложенной белорусским инженером Николаем Чубриком. Не все поверили в обоснованность такого поворота — мало ли может быть простых совпадений. Куда, мол, нам, неотёсанным, да в славную историю. А кому-то такая версия как нож в сердце. Мы, оказывается, вовсе не балты и не «крэсы всходне», а самое сердце и исток Руси. Более того, оказывается балты — наши извечные враги.
Однако Николай готов отстаивать свою версию множеством других аргументов. В рассказе об Илье Муромце упоминался камень Латырь. Он, по версии исследователя, находится в Литаровском лесу у деревни Карчёва, где и родился сам богатырь. Белорусский след в истории богатыря выглядит куда убедительнее других. Здесь и маршрут понятен, и 500 вёрст в соответствии с былиной, и грязи великие (куда уж больше), и леса ко-Брынские, и Берёза покляпая, и крест Леванидов, и даже свой Новогород-Чернигов — всё нашлось. Даже «калинов мост» есть. Но упомянутый камень Алатырь — это гораздо больше, чем просто элемент былины. Этот камень находится в самом сердце Руси, в центре всей русской мифологии и сказок. Если найден действительно священный Алатырь, то рядом с ним должно быть множество языческих элементов. А если он находится в Беларуси, то корни доисторической Руси также находятся здесь.
Таким образом, взявшись за трактовку былины, исследователь вызвался найти корни всей Руси. Для этого он сопоставил упоминающиеся в русской мифологии объекты с топонимикой Новогрудчины, которые идеально совпадают.
Мировое дерево
Рядом с камнем Латырём, по легенде, должны быть некие следы мирового дерева, на котором свили гнёзда райские птицы — Сирин на западной ветке, а Алконост на восточной. У корней того дерева Змей шевелится, а землю Ирия держит мощный Юша-Змей. Действительно, рядом с камнем есть похожие объекты — деревня Цирин, и чуть восточнее — урочище Акановичи. Дерево «растёт» из Высадовичей, а «у корней шевелится» река Змейка, которая впадает в реку Уша. Рядом расположилась птица Ворон, творец гор и оврагов — это деревня Воронча. Она находится на самом овражистом месте в окрестности камня.
Кисельные берега
Молочные реки и кисельные берега упоминаются во многих русских сказках. Рядом с Алатырь-камнем есть такие берега. По мифологии, молочная река течёт от Коровы Земун, пасущейся на Беловодье, и питает сметанное озеро. На Белых Лугах, у озера Свитязь, начинается река Сервеч. Недалеко от камня на ней есть деревни Кисели и Киселевск, которые находятся на противоположных берегах, прямо напротив друг друга.
Небесный плуг и Чёрный Змей
От ударов Чёрного Змея по камню родились чёрные силы. Они захватили всю землю, и тогда Сварог стал ковать плуг на наковальне небесной. Семаргл-огонь плясал в печи, а Стрибог-ветер раздувал горн. Черный Змей пролизал двери кузницы, и тогда его схватили клещами за язык, запрягли в плуг и стали делить Землю. Весь этот сюжет полностью повторяется топонимикой у камня. Вот Змей лижет дверь кузницы — это деревня Лизаровщина. Раздвоенный язык Змея воспроизводит местный ручей. Вот плуг булатный — деревня Плужины. Рядом с ней поле с названием Абессиния. Это отнюдь не Эфиопия, это небесная наковальня — «небеси». Рядом и печь, в которой пляшет Семаргл. Постороннему её трудно заметить. Эта деревня на всех картах названа Франтишково. Но жители по сей день её зовут «Печища». А вот и Семаргл (Смага) — это деревня Сёгда. Странное соответствие. Созвучие весьма отдалённое. Но рядом с Семарглом всегда находятся Карна и Жля и они здесь присутствуют. Две соседних с Сёгдой деревни называются Каролины и Грабовка. Не хватает только Стрибога. Он поодаль, у самого Алатыря. Инкарнация Стрибога — птица Стратим. Ей соответствует деревня Трацевичи. Битва светлых и тёмных сил, сокола Рарога и Ворона, представлена соседними деревнями Дорогово и Воронча. А вот Святогор валит небесный столб — это Свержень и Столбцы.
Нити судьбы
В саду Ирия богиня Макошь прядёт нити судьбы. Богини Доля и Недоля узелки на радость и на горе на них завязывают. Потом они же соткали Перуну невод для поимки щуки Додолы. Смотрим на карту возле камня. Деревня Макаши и река Нитка, а на противоположном берегу реки Уша — деревня Прости (бел. — Прасці), которая прядет в прямом смысле. Узелок на радость — Радунь, узелок на горе — Городея. Богиня Доля — Долгиново, а вот Недоля неожиданно оказалась Несвижем. Так ли это? Смотрим, по соседству деревня Завитая, а с другой стороны урочище Свитязь. У всех троих корень вить. А вот они ткут невод — посёлок Домоткановичи.
Свадьба Перуна
Этот сюжет весь выстлан топонимами. По нему Додола перед свадьбой из своего дворца идёт за поле и вешает косу на ракитов куст. Задули ветры и растрепали косу. Додола мочит «бебрян рукав» и оборачивается ланью, а затем уплывает щукой. Перун ловит её неводом. Буквально подряд идут деревни: Дворец, Даниловичи, Заполье, Косичи, Жадунь, Колмасковщина, Бернатовщина, Мочулино, Улановщина, Сетевино и Невошевщина. А вот Черноморский Змей со Сварогом ругается — соседние деревни Своротва и Черневичи. Вот он всё огнём палит — Омневичи и Горановичи. Додола в это время на мосточке стоит — это Мостытичи. А Змей, испугавшись Сварожичей, спрятался на дно морское и сидит в бурлящей струе — рядом Донейки и Стремиловщина. Дворец Перуна — у камня, ныне нежилая деревня Дворец. От дворца Додолы 35 километров... Пропуская многое, отметим, что на пути домой, раздосадованный на Велеса Перун стегнул Корову Земун плёткой. На этом пути лежит холм Корзновка и на нём хутор Плитница. Холм огибает ручей Зенчанка, текущий с тех же Белых Лугов.
Забердово
— Моя родная деревня оказалась в гуще событий, — говорит исследователь. — Вот прародительница Руси, русалка Рось, рядом с Ладой-матушкой — это Русатин и Логоватка. Мать Сыра Земля — река Земчатка, текущая от Миратич. Сварог изловил щуку, её приготовили и съели Лада-матушка, Мать Сыра Земля и Корова Земун — и все три забеременели. Так вот, река Земчатка протекает через Забердово, ручей Зенчанка впадает в неё у холма «Корзновка» прямо в деревне, Логоватка за холмом. За другим холмом печь для щуки — Печища, а холм тот зовётся «Грачёвка». Это, пожалуй, брачная гора всех троих. Здесь родился Перун и вскричал так, что горы рушились. Его вскрик — соседняя деревня Скрышево. И, наконец, вход в Ирий-рай — это соседняя деревня Райца.
Полный список соответствий перевалил уже за четыре сотни и охватывает значительную часть Беларуси. Но упомянутые объекты расположены достаточно компактно вблизи камня Алатыря. Все свидетельствует о том, что камень настоящий.
Подобная трактовка былин и мифологии, уверен Николай Чубрик, больше, чем очередная версия. Она в корне переворачивает взгляд на историю Беларуси. Да и историю всей Руси придётся дополнять. Однако Николай и тут вооружился аргументами. Он утверждает, что упоминаемый арабскими источниками русский каганат, остров руссов, «ар-Руссия», существовавшие до Киевской Руси, прямо связаны с Беларусью.
На фото: Возможно, Филаретов камень и есть легендарный камень Алатырь.
Павел КОМЕЛЬСКИЙ
«Аргументы и факты в Беларуси»
4.02.2011 |