Барановичи 10 лет спустя
Прислал admin 26.03.2010 17:42
Ответив на вопрос, как изменились Барановичи-школьные за последнее десятилетие, мы, возможно, узнаем, какими они станут через ближайшие десять лет. Именно школа задает основу личности. Здесь начинается наше завтра.

Давайте внимательно посмотрим на тех, кто сегодня сидит за партами, и выслушаем нашего эксперта по школьному образованию.
Продолжение новости:
Николай ХИТРИК, начальник управления образования горисполкома:

Такой стремительный век

Как мне кажется, главная черта нового века — стремительность. Скорость жизни растет с каждым годом, и мы, работники образования, чувствуем это особенно.

Преобразования в других сферах — политической ли, экономической или общественной — неизменно создают новые требования к личности. И сегодняшнюю городскую систему образования, на мой взгляд, можно назвать современной. Каждый юный житель города имеет возможность развить все задатки, которые при дальнейшей работе над собой превратятся в нужные нынешнему миру качества. Прежде всего в век нанотехнологий ценится интеллект — помимо двадцати одной общеобразовательной школы, одной вечерней, есть поэтому у нас лицей и пять гимназий. Однако самые богатые познания — ничто без пресловутой креативности мышления, или, выражаясь проще, творческой жилки. И мы стараемся воспитывать людей увлеченных, способных созидать. Дворец детского творчества, экологический центр, центр туризма и краеведения — выбрать детям XXI века есть из чего.

Мы сохранили учебно-производственные комбинаты — они, учитывая практичность современного мира, нужны. К тому же сегодня в цене как раз рабочие специальности, а их «азбуку» можно изучить на УПК.

В 2004 году начал работать многопрофильный центр по работе с детьми и молодежью по месту жительства. Новому веку нужны здоровые люди, способные вынести его нагрузки и перегрузки. В спортивную школу идет, как правило, тот, кто собирается стать профессиональным спортсменом. Многопрофильный центр призван сделать спорт увлечением для всех.

Время экспериментов

Для школы начало двухтысячных запомнится как время больших экспериментов. За одно десятилетие мы пережили переход на 12-летнее обучение и обратно — на классическую одиннадцатилетку, внедрение 10-балльной системы оценки знаний, еще одним нововведением стала пятидневная учебная неделя — суббота превратилась в день для занятий по интересам.

В это же время идет подключение учебных заведений к компьютерной образовательной сети республики и глобальной сети Интернет.

Быть эрудитом становится престижно. К примеру, в 2004/2005 учебном году из приблизительно 23 тысяч учащихся по программе гимназии обучались порядка трех с половиной тысяч детей, еще 578 — по программе лицея.

Обратным эффектом всеобщей «моды» на знания стала перегрузка учеников. Педагоги стали замечать, что школьная программа стала избыточной, что учеба отбирает у школьников всё больше времени, не оставляя порой минут на футбол, общение со сверстниками, на подлинное детство. Переломил ситуацию Декрет № 15 Президента. У школьников появился дополнительный выходной, много лишнего было исключено из школьной программы.

Школьников стало меньше...

...за эти 10 лет на 8 тысяч человек. Если в 2000 году в городе учились 26 тысяч 933 школьника, то сегодня их 18 тысяч 462.
В эти годы закрылись три школы. В 2002-м канули в Лету 8-я СШ и базовая школа № 22, которая шесть лет делила здание вместе с лицеем № 1.
В 2004 году то же самое произошло с пятой средней школой.

Количество не повлияло на качество

В азарте учительских экспериментов мы, к счастью, не утратили главного, ради чего и были затеяны эти поиски — качества образования. Оно традиционно у нас в городе на уровне.

Даже при тенденции сокращения учеников школ победителей предметных олимпиад становится всё больше. Можете сравнить: в 2003 году у нас было 23 победителя областных олимпиад, в 2008-м — 64, а в прошлом году — 72! Причем наши ребята в интеллектуальных состязаниях стали приносить городу больше первых мест.

Всё больше выпускников продолжают учебу. В прошлом году 65% из них поступили в вузы, 20% — в ссузы и семь процентов — в СПТУ.

Лишь три процента девятиклассников в прошлом году расстались со школой. Одиннадцать лет обучения стали нормой практически для всех.

В садик — без проблем

В детские садики сейчас ходят 94 процента всех дошколят. Оставшиеся шесть процентов ребят остаются дома по воле родителей, ведь устроить малыша в детский сад сейчас можно без проблем. В запасе для маленьких горожан есть 2 процента «вакансий».

На равных

Новый век дал новые возможности в образовании тем деткам, которые раньше чаще всего оказывались без должного внимания. В 2000 году открылся центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Сейчас для детей с особенностями развития есть и специальные детские сады, и группы, и пять интегрированных классов. Они могут учиться, а важнее всего — чувствовать себя на равных с ровесниками.

Временный дом

Жизнь полна контрастов. Иногда родительский дом, вместо того чтобы, как поется в песне, быть «надежным причалом», «началом начал», становится опаснейшим местом. Десять лет назад был открыт социальный приют, который стал временным домом для 999 ребят. Половина из них вернулась в свою семью, еще 15 процентов — в замещающие (опека, приемные, усыновление).

2006-й год стал новым поворотом в решении извечной проблемы горе-семей. Был принят известный ныне Декрет № 18 Президента. Отныне нерадивые родители обязаны возмещать государству расходы на содержание их детей. Результаты есть. Сегодня такие мамы и папы компенсируют расходы более чем на 65 процентов.

Теперь обделенные родительским вниманием ребята могут, ухватившись за брошенный им круг спасения, выжить в бушующем житейском море и вырасти достойными людьми. Здоровыми во всех значениях этого слова. Тогда таким же будет наше завтра, которое, как известно, начинается сегодня.

Виталий ГЕРЦЕВ, фото Михаила КАШКО
25.03.2010,
«Наш край»