Смертельные тайны секретной авиабазы
Прислал admin 30.03.2010 18:28

Репортеры портала TUT.BY побывали на секретной военной базе, где тренируют летчиков-героев и с почтением относятся к народным приметам, табу и суевериям.

В музейной экспозиции воинской части в Барановичах представлена вся ее героическая история. Здесь служил первый Герой Беларуси Владимир Карват. Военный летчик первого класса, полковник, командовавший воздушно-огневой подготовкой, погиб 23 мая 1996 года при выполнении учебно-тренировочного полета, отведя падающий самолет Су-27 от деревни Арабовщина. В центре деревни установлен памятник погибшему летчику - киль истребителя.

На месте падения самолета тоже установлен памятный знак. Пробираться к нему команде проекта "100 дорог" пришлось по непроходимому снежному покрову, на котором не было видно человеческих следов.

В музее представлено всё, что удалось собрать с места аварии: обломок самолета с выдранными от удара о землю металлическими заклепками; катапультное кресло, в котором сидел герой, - что-то помешало ему выдернуть ручку катапульты; сигнальный "комар" и носимый аварийный запас, которые уже, к сожалению, не понадобились. С тех пор как разбился Карват, ни один самолет не поднимается в небо 23 мая. Не взлетают самолеты с аэродрома в Барановичах и в православные праздники - от беды подальше.

Вообще, надо сказать, здесь всё реже летают - экономят на топливе. Арифметика простая: за час полета тратится четыре тонны керосина, что обходится Вооруженным силам в десять тысяч долларов. Если среднестатистический летчик где-нибудь за рубежом за год успевает налетать сотню часов, то белорусскому летчику достается не больше 25 часов. Зато есть отличная альтернатива - полеты на высокотехнологичных компьютерных симуляторах. Во время полета на тренажере отрабатывается до автоматизма механизм управления самолетом: кабина симулятора со всеми приборами и рычагами управления полностью повторяет кабину настоящего истребителя. Электронная начинка тренажера обеспечивает имитацию самых сложных режимов полета, моделирует на основе цифровых карт не только любой ландшафт местности, но и время суток, погодные условия. Проекционная система визуализации тренажера обеспечивает отображение наблюдаемого летчиком закабинного пространства, земной поверхности, наземных и воздушных объектов и целей противника, применение всей номенклатуры вооружения. При этом каждый такой тренажер обошелся части примерно в четыре с половиной миллиона долларов, что не сравнится с 47 миллионами, которые стоит современный истребитель вроде 29-го МиГа.

Само собой, в экспозиции музея представлены родители советского авиастроения: Николай Поликарпов, Семен Лавочкин, Александр Яковлев, Сергей Ильюшин, Артем Микоян и белорус Павел Сухой. Сегодня на вооружении части состоят истребители, разработанные когда-то Сухим и Микояном и модернизированные на 558-м авиаремонтном заводе: Су-27УБМ и МиГ-29БМ. На МиГах белорусские авиаторы установили 15 мировых рекордов в скороподъемности и скорости полета по замкнутому маршруту.

Помнят здесь еще одного героя, служившего в Барановичах, - капитана Анатолия Саковича. Он едва не сбил U-2 того самого Пауэрса, который в 1960 году рискнул испортить нашей стране праздник Первомая. В тот день Анатолий Николаевич находился на одном из военных аэродромов неподалеку от Свердловска. Он, в то время командир звена, перегонял в родную часть с Новосибирского авиазавода сверхзвуковые самолеты-перехватчики Су-9. Саковича по тревоге подняли на перехват. И это при том, что на борту самолета не было ни одной ракеты. Но был приказ - атаковать безоружным, вплоть до тарана. И таранил бы, да не сработала "земля": штурманы не смогли как следует навести перехватчик на цель. Самолет-нарушитель вошел в зону зенитно-ракетных войск, которым и достались все лавры победителей. Но и Саковича министр обороны все же не забыл - за мужество вручил отважному пилоту золотые часы.

И совсем недавно, 30 августа 2009 года, с летчиками авиационной базы произошла очередная трагедия. Белорусский самолет СУ-27БМ разбился на польском авиашоу Radom Air Show во время выполнения фигуры высшего пилотажа. Оба члена экипажа - летчики-снайперы Александр Марфицкий и Александр Журавлевич - погибли.

При выходе из мертвой петли истребитель катастрофически низко приблизился к земле и исчез за линией деревьев. Через несколько секунд шокированные зрители авиашоу увидели клубы черного дыма, поднявшегося за лесом. Причиной крушения самолета, согласно официальной версии, стало попадание птицы в двигатель. Летчики увели самолет от населенного пункта, не катапультируясь, и ценой своей жизни предотвратили более тяжкие последствия. Пилоты получили с земли приказ катапультироваться. Но белорусские пилоты не стали этого делать, и увели самолет на незастроенную площадку в районе улиц Радомской и Маковской. Всего в ста метрах от жилых зданий. После их гибели в польском Радоме объявили двухдневный траур.

Андрей Коровайко,
TUT.BY