Репетиторство
Прислал admin 12.09.2009 01:24
РЕПЕТИТОРСТВО

Вообще-то, думать о поступлении ребенка в вуз надо как минимум за два года. Желательно к этому времени знать не только в какой вуз он пойдет, но и факультет, а также специальность. Следует иметь в виду, что в одном и том же вузе экзамены на разные факультеты и даже специальности могут заметно отличаться.

За год-два до поступления необходимо вместе с ребенком съездить в вуз на день открытых дверей и выяснить всю информацию о том, как сдаются экзамены — в каком виде, объеме, каковы предъявляемые требования. Всё это необходимо и для того, чтобы прийти к репетитору с уже готовыми представлениями о том, что требуется на экзамене, и в чем именно репетитор должен помочь.

Время

Следует помнить, что далеко не весь учебный год будет продуктивным. Период обучения с апреля по июль для выпускных классов очень напряженный, так как именно в это время многие участвуют в тестировании по различным предметам, ездят в вузы на дни открытых дверей и за различными материалами, готовятся к школьным выпускным экзаменам, выпускному вечеру и т. д. В апреле и мае также много праздничных (государственных и церковных) праздников. Поэтому наиболее продуктивными для репетиторства можно назвать месяцы с октября (в сентябре идет поиск репетиторов и «раскачка») по март.

Одно занятие лучше всего рассчитывать на 60 астрономических минут — это наиболее удобная продолжительность как для репетитора, так и для обучаемого. Если заниматься меньше, теряется эффективность, если больше — устает как ученик, так и репетитор. Здесь также надо иметь в виду, что напряженность занятий у репетитора гораздо выше, чем в школе. На школьных занятиях ученик часто может позволить себе расслабиться, а у репетитора такое практически невозможно. В итоге результативность одного занятия у репетитора выше школьного в несколько раз.


Начинать репетиторство лучше всего в середине-конце августа, когда расценки на репетиторство самые низкие. Если же вы опомнитесь в октябре-ноябре или позже, то рискуете потерять и время, и деньги.

Обучение

Задача репетитора давать знания, а не, скажем, прививать усидчивость и призывать к терпению. Репетитор указывает правильное направление, дает информацию, контролирует, а дальше — работа за учеником. Репетиторство без самостоятельной работы ученика у себя дома — деньги на ветер. Поэтому, если ученик чего-то не усвоил по программе, то не всегда стоит винить репетитора, поскольку большинство репетиторов рассчитывает на то, чтобы успеть пройти хотя бы основную программу в отведенное время, не вдаваясь в тонкости. А ученики порой «засыпаются» как раз на тонкостях, так как задания к экзаменам готовят преподаватели, которые прекрасно знают слабые места абитуриентов и на чем их можно «подловить».

Каким бы талантливым, работоспособным, профессиональным и доброжелательным не был репетитор, успех в итоге зависит от самого ученика. То есть в любом случае необходимо затратить определенную сумму усилий, а попросту говоря, напрячь память, навострить слух и т. д., чтобы достичь результата. Пословица «без труда не вынешь рыбку из пруда» как никакая другая наиболее актуальна в этом плане.

При обучении репетиторами используются различные методы. При хорошем уровне знаний у обучаемого часто ведется обучение методом коррекции ошибок (выявляются ошибки и на них даются правила, упражнения — вплоть до усвоения учеником правил). При этом вначале больше внимания обращается на принципиальные ошибки, а уже потом проводится «шлифовка» и «полировка».

Если уровень знаний у ученика явно недостаточен, то обычно применяется полное обучение в соответствии со школьной программой.

Проявление результатов работы с репетитором не может быть мгновенным, для этого требуются недели, а чаще — месяцы и иногда даже годы.

И еще: не стоит спрашивать и доверять гарантиям поступления ученика в вуз. Никто и ничто не может этого гарантировать. Надеяться можно и нужно только на собственные силы.

English

Стоит заметить, что знание языков во все времена было одним из обязательных элементов приличного образования. К сожалению, исключением стала советская школа, а нынешняя, ставшая ее преемницей, не далеко от нее ушла. В настоящий момент ни высшая школа, ни средняя, не способны дать хотя бы элементарного языкового образования. Это связано, с одной стороны, с низким качеством образования в стране вообще, а с другой стороны — со спецификой самого предмета обучения.

В случае, когда абитуриент стремится попасть в языковой вуз или на языковую специальность, то школьной программы в большинстве случаев будет недостаточно, и здесь надо проходить расширенную программу, которая отличается от вузовской разве что глубиной освоения.

При изучении языка крайне необходимы желание, терпение, настойчивость и хорошая память. При отсутствии хотя бы одного из этого говорить об успехе не приходится.

Родителям не стоит думать, что раз наняли репетитора, то и гора с плеч долой. Практически в любом предмете, а особенно в языковом, репетитор — это лишь 30–40% успеха. А 60–70% зависят от самого ученика.

Легковерным родителям и потенциальным ученикам также не стоит полагаться на использование всяких чудодейственных методов изучения языков с помощью удивительных и неслышных сигналов в кассетах Илоны Давыдовой и т. п. панацей.

Что еще немаловажно при изучении иностранного языка, так это обязательно хорошее знание русского языка. Без него ученику будет тяжело изучить теорию английской грамматики, и не только. Поэтому, если у вашего ребенка еще «хромает» и русский, то надо позаботиться о том, чтобы нанять ему и репетитора по русскому языку. Особенно это касается поступающих в вуз. Если ученик в дополнение ко всему будет хорошо знать белорусский язык, то это будет еще одним плюсом ему. Белорусский язык в плане лексики и фонетики более близок к европейским языкам, нежели русский. В нем много слов, родственных английским (они были когда-то заимствованы через немецкий и польский языки).

Занятия иностранным языком у многих обычно дают волнообразный эффект, который проявляется в том, что ученик то проявляет хорошие знания, то, мягко говоря, не совсем удовлетворительные, — причем даже в хорошо усвоенной им области. Это явление естественное и надо просто учитывать его. Хотя, конечно, неприятно, если период спада придется на день вступительного экзамена, но при длительном занятии языком резкость подобных проявлений обычно постепенно нивелируется.

Советы родителям

— При первом знакомстве попросите репетитора предоставить вам программу обучения и убедитесь, что она соответствует программе поступления в ваш вуз и устраивает вас.
— Большинство репетиторов требует ходить на занятия регулярно, не менее оговоренного количества раз в месяц, это не только и не столько забота о своем доходе, причина здесь кроется в том, что нерегулярные занятия заметно снижают эффективность обучения. Хотя всегда можно договориться с репетитором о том, чтобы проводить занятия по мере возможности и необходимости (т. е. нерегулярно).

— В случае, если у вас не получается прийти вовремя или вообще прийти на занятие, то следует обязательно и как можно раньше предупредить об этом репетитора, поскольку, ожидая ученика, репетитор готовится к занятию, тратит свое время и силы.

— Не бросайте начатое репетиторство, если на то нет веских причин. Иначе потом окажется так, что возобновить занятия у старого репетитора многие стесняются, а новый не знает, что проходил ученик по программе у предыдущего репетитора. В итоге пропадут все занятия, пройденные у старого репетитора. Кроме того, прерванные занятия — это то же самое, что и потерянные впустую деньги, которые были потрачены на обучение ребенка.

— На занятие к репетитору нужно идти, обязательно усвоив предыдущий урок и выполнив домашнее задание. В противном случае, если содержание последующего урока неразрывно связано с предыдущим, то он может быть плохо усвоен учеником. Поэтому, в крайнем случае, предупредите репетитора о том, что домашнее задание не выполнено.

Как искать репетитора и расценки

Искать репетитора лучше всего по рекомендации знакомых. В этом случае вам не попадется «кот в мешке». Если человека рекомендуют, значит, сомнений в его уровне знаний и компетентности нет. Трудностей с таким репетитором возникать не должно.

Что касается расценок, то в качестве примера приведем английский — в Барановичах плата на него колеблется от 4–5 (у студентов) до 7–10 (у высококлассных специалистов) у.е. за один академический час (45 мин.). Для сравнения: частный урок английского языка в Минске стоит от 10 у.е. за тот же академический час.

Некоторые репетиторы могут предоставлять скидку обучаемым в следующих случаях: при полном и успешном выполнении программы обучения, при увеличенном времени занятий, при регулярном посещении, при оплате вперед, при меньшей интенсивности содержания урока (т. е. большем внимании на упражнения и тесты).

Игорь Мостицкий,
© 2004, 2009
v. 2.02 – 12.09.2009