Из истории Белорусской железной дороги
Прислал admin 14.01.2013 15:08

Из истории Белорусской железной дороги


Главный белорусский путь от Варшавского


Открытие в ноябре 1871 года движения на Московско-Брестской железной дороге, возникшей в результате объединения двух концессий на Московско-Смоленскую и Смоленск-Брестскую трассы, в советские времена и до недавних пор считали днем рождения Белорусской железной дороги.

Концессию на один из участков получили рижский купец Шепелер и франкфуртский банкирский дом братьев Зульцбах. У них на подрядах собирался поработать санкт-петербургский финансист Абрам Варшавский. Но однажды он сделал рижанину и немцам предложение, от которого те не смогли отказаться. Вторую часть стратегической дороги от Москвы до Бреста ему отдали по указу правительства. Варшавский объединил обе концессии в Общество Московско-Брестской железной дороги и добился права на ее эксплуатации для своих сыновей, внуков и даже правнуков — на 1871-1952 годы.


Абрам Варшавский


Те, кто считает Московско-Брестскую дорогу как начало железнодорожной истории Беларуси, ссылается на то, что она первой пересекла по одной из направляющих всю территорию страны. Линия прошла по территории Оршанского, Сенненского, Борисовского, Минского, Новогрудского, Слонимского, Пружанского и Брест-Литовского уездов, ее общая протяженность по территории Беларуси — свыше 600 километров.

Мало кому известно, что в Москву мы могли ездить по другому маршруту. Первоначально путь от Смоленска до Бреста планировалось проложить в направлении Бобруйской крепости и Пинска. Но этому воспротивились военные авторитеты того времени — военный министр и автор всеобщей воинской повинности Дмитрий Милютин и герой обороны Севастополя инженер Эдуард Тотлебен. С их точки зрения эта линия была важна для подвозки военных подкреплений на фронт, а расположенные среди лесов и болот земли Бобруйского и Пинского уездов вряд ли в грядущей войне могли находиться в центре военных действий.

Железнодорожный вокзал Московско-Брестской железной дороги в Барановичах

Дорога после ее открытия в ноябре 1871 года управлялась из рук вон плохо и даже среди других частных линий выделялась огромными долгами. В 1896 году правительство выкупило ее у наследников Варшавского и других акционеров.

Надо сказать, что семья Варшавских много инвестировала на территории Беларуси в другие проекты, в известной степени поспособствовав ее индустриализации. Варшавские были акционерами гродненского водопровода, Днепровское бумагопрядильной и ткацкой фабрики под Дубровно и инвестировали в покупку недвижимости в небольших городах (Копыле), которую потом по льготным расценкам сдавали бедному еврейскому населению.

Вадим Сехович, Олег Сехович
Ежедневник
25.12.2012