Найден пантеон озера Свитязь?
Прислал admin 30.06.2010 19:44
Погружение в историю
В последние годы я часто расспрашиваю стариков – а как там раньше было, при Польше. А как Советы пришли? А вы как реагировали? Баба Нина, соседка, рассказывает, как тогда русских ждали, как поляков дразнили частушками. «Яны за намі конна, а мы ў лес, дзе ж яны нас дагоняць». – «А чаму вы іх дражнілі?». – «Бо дурныя былі. Хіба ж мы ведалі, што тут калхозы паробяць».
А еще отец когда-то много рассказывал – он шофером в колхозе работал, по деревням тоже стариков расспрашивал, родословную выяснял. Родителей в шесть лет потерял, а предков до четвертого колена нашел. Еще о нашем земляке Яне Чечоте я от него услышал. По школе не помню, а как отец рассказывал – помню. А еще рассказывал, как праправнучек Чечота во время войны расстреляли. И о Свитязи, о том, что легенда про город у Мицкевича есть. А потом я нашел упоминание о моей родной деревне Забердово в 28-й книге Метрики Великого княжества Литовского. Она в 1541 году упоминается, а соседние Миратичи – на 3 года раньше. Я думал деревня у нас молодая, а нам скоро 500 лет.
День деревни когда-то проводили, из Кореличей агитбригада приезжала. О названии деревни рассуждали. Нет больше нигде названия такого. Говорят, оно от «бердов» ткацких произошло. Ткали у нас, что ли, больше, чем у других. Типа «Домоткановичи». А отец, помню, говорил, что землю люди у пана отсудили де – он их «забердовцами» прозвал. Забирадово, значит. Так я в историю да топонимику и погрузился.
Смирные в Негневичах, ремесленники в Трощичах
Деревня Негневичи – мне там дед Сокольник руку, криво сросшуюся, на коленке ломал, светлая ему память. Наверное, люди там не гневливые жили, или Бога не гневали. Ятвезь, понятно, от ятвягов.
О своей деревне я целую легенду придумал. Если ее у кого-то в древние времена забирали и от этого пошло название, то драка была немалая: Франтишково раньше Печищами звалось – сожгли в драке, стало быть. Скрышево – значит соседи в лесу скрывались, от греха подальше. Миратичи – мирили. Русатин на карте 1528 года назван Росутины – так может Рассудины, судом делили, как помирились. А «райцами» помощников судьи на Руси звали, вот вам и Райца в той войне засветилась. Все соседи сразу.
А первой настоящей удачей стал тот же Русатин. Ключом к нему оказался литовско-русский словарь, rusų – русский, ten – там, туда. А еще убедительно выглядят Трощичи. Тростить означает вить веревку, а соседняя деревня как раз называется Теребостынь. Значит, действительно, лен растили, теребили и вили веревки.
Откуда пошло название Свитязь
А вот за Свитязь я и не предполагал браться. С литовского «Светлое» получается. В детстве, с отцом на грузовой машине по лесной дорожке к озеру едем, ветки хлещут по кабине, и вдруг, как будто небо опускается к земле, – озеро показалось. Очень сильное впечатление производило.
Я, конечно, по словарям прошелся. Ничего не нашел, да и не рассчитывал. Найти ключ к названию Свитязи или Немана – это мечта маститых ученых, а я так, погулять вышел. Да вот река Своротва, вытекающая из озера, мне не нравилась. Заковыристая какая-то, не звучит. С литовского – весы или гиря. В толковом словаре Даля ничего не нашел. Пусть бы речку Ятвезью назвали, рядом с одноименной деревней проходит, красиво звучит.
Коверкаю слово, как могу, варианты ищу. Часов 5 в Интернете просидел, вдруг кто на форумах на мысль натолкнет. В мифологию заглянул и обомлел. Да это же Сварог! Тогда и Свитязь «из той же оперы» должен быть – Святовит. Святовитязь!!! Но нестыковка получается – Святовит, Сварог и Перун образуют языческую троицу. Отец Сварог и сыны Сварожичи, а у меня два вместо трех.
В душе холодной змеей крадется разочарование. Рано обрадовался, не может быть троица неполной. Окрестности просматриваю, спасительную соломинку ищу и вдруг, глазам не верю – прямо на Своротве деревня Пурневичи стоит. Да это же Перуневичи! Это он, Перун, и есть! Если совпадений больше двух – это уже система. А тут вся троица, да еще Радагост в придачу. Радогоща – Перуневичи, Святовитязь – Сварогва. Вот что получилось. Целый пантеон языческих богов прямо у меня на родине.
Так вот почему рядом деревня Кудовичи. Куд – это кудесник, а богам без чудес нельзя. Видно, жрецы там жили. Там поодаль еще и Чудовщина есть. А возле Радогощи – Богуденка, оно и понятно. Еще на Своротве есть деревня Почапово, известная c 1428 г. как собственность Великого князя Витовта, а у Староельни – деревня Еленка. Хочется верить, что князь назвал ее в честь белорусской девушки-служанки, спасшей ему жизнь.
В прошлом году Литва 1000-летие отметила. В Кведлинбургской хронике 1009 года помещена краткая запись: «Святой Бруно, именуемый также Бонифацием, архиепископ и монах, в одиннадцатый год своего обращения на пограничье Руси и Литвы, убитый язычниками, 9 марта отправился на небеса вместе со своими 18 спутниками». Это первое упоминание Литвы в хрониках – потому и празднуют. Папа Ян VII посылал Бруно в Польшу, Венгрию, в Киев, к печенегам, наконец, к ятвягам.
Место гибели Бруно ищут от Вильнюса до Бреста. А я знаю, где оно. Где ж еще, как не в языческом святилище двух народов миссионерам бывать! Хотя, скорее, следы его изгнания, а не гибели, в местной топонимике вижу. Я ведь и для названия Немана убедительную версию нашел. Но это уже другая история.
Что делать с открытием?
Я написал заявку в Национальную академию наук, жду компетентного ответа. Надеюсь, что предложил хороший повод еще раз внимательно изучить окрестности озера Свитязь, курганы, в которых могут скрываться уникальные находки. Эти курганы не случайно там оказались.
Второй момент – привлечение туристов не просто на пляж вокруг озера, а в исторические места древней Беларуси. Недалеко от озера есть холм, где, как я предполагаю, было капище Перуна. Сейчас читаю книгу о знаменитом Збручском идоле, которого нашли в реке на территории Украины в 1848 году, и там есть схожее с моим предположение, что названия украинского озера Свитязь – происходит от Святовита. Но существуют и другие мнения. На форумах в Интернете, как потом выяснилось, мелькали когда-то рассуждения о схожести названия Своротвы и Сварога.
Мысленно оглядываюсь, кажется, все было слишком очевидно. Удивительно, что никто не сопоставил эти версии и не сделал выводы. Ведь уже минули столетия с тех пор, как выдвинуты первые гипотезы. Правда, относительно Пурневич, я, пожалуй, все-таки первый. Выстроив всю троицу в логическую цепь, мне удалось доказать то, что раньше было лишь одной из версий. Очень хотелось бы верить, что наш белорусский Святовит все еще покоится на дне озера.
Я не археолог, и раскопки проводить не стану. Но как только сойдет снег, отправлюсь на Свитязь с фотоаппаратом, и если найду на намеченном холме подобие капища – буду счастлив. И буду считать, что миссию свою выполнил – где родился, там и пригодился!
Николай Чубрик
27.03.2010
Interfax.by