В Беларуси Высоцкого и Влади представляли суперменами... А они выглядели, как обычные люди.
25 июня исполняется 30 лет со дня смерти Владимира Высоцкого. Удивительно, но в Минске многие могут рассказать вам про него свою историю … Иду по двору, встречаю пожилую соседку Евгению Сергеевну. Остановились перекинуться новостями. "Вот, о Высоцком иду писать". И вдруг слышу:
— О Высоцком? Ой, помню его. Мы жили недалеко от киностудии. Помню, стоим с подружкой, подкатывает "Волга", Высоцкий зовет: "Девчонки, поехали в кино сниматься!" Мы стушевались, дуры, не поехали. Сейчас было бы что вспомнить. Но и так рада, что Высоцкого видела.
Подумалось: это ж сколько совершенно обычных, никак не связанных с кино и музыкой людей могут рассказать свои истории о Высоцком! Не говоря уже о тех, кто столкнулся с ним по работе. Каким остался актер и певец в памяти тех людей, с которыми он познакомился и подружился в Беларуси?
"Он сильно пьет, но если возьмете его, честь вам и хвала"
Имя Высоцкого вписано в семь картин "Беларусьфильма", но, пожалуй, самой значимой работой стала первая — фильм Виктора Турова "Я родом из детства". Здесь он и пел, и играл главную роль танкиста Володи. Для Высоцкого это была десятая по счету роль в кино, но именно в этот фильм впервые были взяты песни Высоцкого. Потом он напишет песни еще для трех фильмов Турова — "Война под крышами", "Сыновья уходят в бой" и "Точка отсчета". В последней картине его песни споет Марина Влади.
Для Высоцкого в фильме "Я родом из детства" придумали такой грим: седой парик, деформировали губы, сделали ему обожженное лицо и шрам — получился раненый лейтенант.
Выступая на своем последнем концерте в Минске 30 августа 1979 года, Высоцкий говорил: "Беларусьфильм", пожалуй, единственная студия, где так бережно используются песни в фильмах… Это было уже менее чем за год до смерти. А как же все начиналось?
В июне 1965 года Высоцкий приехал в Минск на кинопробы. Туров был против его кандидатуры. «На роль Туров видел исключительно Николая Губенко, — вспоминала Роза Альшевская, которая работала на картине ассистентом режиссера. — Говорил, что возьмет Губенко без всяких проб. Коля в то время снимался в Риге, но обещал заехать к нам в Минск на пробы. Время шло, а его не было. Тогда Туров говорит, чтобы я ехала в театр на Таганку за Губенко. Приехав в Москву, я пошла на "Мосфильм" в актерский отдел. Ведь для пробы на роль должно быть минимум три человека. Перебирая картотеку студии, я увидела фото Высоцкого. Я его тогда совсем не знала. Мне показалось, что лицо у Володи значительное. А это уже личность! Позже на пробах это подтвердилось. Я рассказала Ольге Владимировне, женщине, которая там работала, о нашем фильме, о том, что требуется достойный актер на место Губенко. Ольга Владимировна мне говорит: "Роза, возьмите сниматься этого парня. Он, правда, занят в театре. Потом, он сильно пьет. Но, если вы загрузите его в свободные дни, он может не сорваться. Короче, если возьмете, честь вам и хвала".
Три песни за одну ночь
После было несколько приездов на съемочную площадку. Но основные сцены с Высоцким были сняты в октябре в Гродно и весной на следующий год в павильоне киностудии. С этого фильма началось не просто общение, а настоящая дружба Высоцкого и Турова. Впрочем, актер так быстро сходился с людьми, что белорусских друзей у него появилось немало. И, бывало, он приезжал в Беларусь не ради фильма, а просто встретиться с друзьями.
Одна из таких встреч произошла во время съемок под Новогрудком в августе 1969 года. Это было непростое время для Высоцкого. Буквально накануне приезда врачи боролись за его жизнь… Отдыхать он приехал к своему белорусскому другу. А после этой поездки будет написана одна из лучших лирических песен Высоцкого "Здесь лапы у елей дрожат на весу".
Высоцкому вообще хорошо писалось в Беларуси. Однажды за одну ночь он написал сразу три шедевра — "Он не вернулся из боя", "Сыновья уходят в бой" и "Песню о земле". Рядом с ним в эту ночь была его муза — Марина Влади.
Нина Ургант поначалу расстроилась, когда увидела своего киношного любовника — молодого человека с розовыми щечками, светлыми глазами и ростом ей по плечо. Но Высоцкий миролюбиво заявил: "Нина Николаевна, вы не расстраивайтесь — на экране я выгляжу более мужественным".
"Высоцкий же два метра ростом!"
В конце шестидесятых Высоцкий часто удирал из Москвы к Турову. В одну из их встреч фотограф киностудии Гидранович сделал много фотографий. Дело происходило летом 1969 года в деревне Литовка на Новогрудчине. Там была заброшенная изба, где снималось много сцен для картины "Сыновья уходят в бой". "Мы снимали под Новогрудком, у озера Свитязь, — рассказывал потом Туров. — Так вот, встретил я Володю и Марину в Барановичах и привез на это озеро. Было воскресенье, из Барановичей и Новогрудка понаехало много отдыхающих. Ну и как это всегда в группе бывает, кто-то похвалился перед отдыхающими, что к нам приедут Высоцкий и Марина Влади. И по пляжу, по озеру пошел такой шорох, шум…
Они приехали, измученные фестивалем и дорогой. У меня был съемочный день, кроме того нужно было сделать кое-какие дела... Я оставил их одних погулять в лесу вдоль озера. Вдруг ко мне прибегает кто-то из группы и говорит: "Знаешь, там бить собираются Высоцкого и Влади!" — "Почему? Что случилось?" — "А их, говорят, приняли за самозванцев, потому что никто не поверил, что вот эти два обыкновенных в общем человека — Высоцкий и Влади". Почему-то у тогдашней публики бытовало мнение, что Высоцкий — это бывший белогвардеец, со шрамом на лице, огромного роста и прочее, и прочее, и прочее. Марина Влади в своем скромном неброском наряде выглядела просто обаятельной женщиной. Естественно, они далеко не тянули на этаких суперменов, какими они были в воображении какой-то части публики. Это зародило подозрительность, и вот за "самозванство" моих гостей чуть было не отколотили".
Подобные недоразумения случались не раз. "Во время съемок фильма "Сыновья уходят в бой" какие-то пацаны чуть не побили Володю, когда тот сказал, что он — Высоцкий. Они представляли его высоким и мощным молодцом, — вспоминал оператор Сергей Петровский. — Мы подтвердили, что он действительно Высоцкий, и их встреча затянулась до утра. Или еще один случай. На съемках под Новогрудком наш водитель тонвагена разозлился на Володю и даже накричал на него. После записи Высоцкий вышел из аппаратной и назвал себя. Водитель же отреагировал так: "Да ты что?!.. Высоцкий же два метра ростом!"
Да, большинство поклонников не знали Высоцкого в лицо. Но в то же время не было ни одного человека, кто бы не был знаком с Высоцким…
Кто для вас Высоцкий 30 лет спустя?
25 июля 1980 года не стало Владимира Высоцкого.
Николай СВАНИДЗЕ, телеведущий:
— Так получилось, что я его хоронил, хотя и не был с ним знаком. Я тогда был младшим научным сотрудником в одном институте и состоял в так называемой олимпийской дружине, которая должна была следить за порядком в городе... Мы тогда не могли его оценить в полной мере. Никому тогда не приходило в голову, что он очень большой поэт, потрясающе работавший над словом.
Никита ДЖИГУРДА, актер:
— Тридцать лет назад Высоцкий был для меня учителем, а сегодня — брат по духу. Я согласен с мнением, что он — наш Пушкин ХХ века. Вслушайтесь, вдумайтесь в строчку: "Я поля влюбленным постелю..." За одну только эту фразу уже преклоняюсь перед ним.
Анатолий БЫШОВЕЦ, знаменитый футболист и тренер:
— В одной из его песен есть такие строки: «Комментатор из своей кабины кроет нас для красного словца, но недаром клуб "Фиорентина" предлагал мильон за Бышовца». Я горжусь, что стал персонажем одного из его творений!
Александр ГОРДОН, телеведущий, режиссер:
— Актер, который угадал время и не стеснялся жить. Помню его заграничные поездки, дорогой "Мерседес", красивые костюмы. По сути дела, он был счастливчиком.
Александр ТИХАНОВИЧ, народный артист Беларуси:
— Гений, который даже спустя 30 лет продолжает украшать нашу жизнь своим самоотверженным творчеством.
Игорь БУДЬКО, индивидуальный предприниматель:
— Человек-загадка! Всегда задавался вопросом: так в чем же секрет его успеха и признания? И сам себе отвечаю: наверное, в отсутствии "игры", в которой сегодня утонули современные певцы и певицы.
Дмитрий КАРАСЬ, телеведущий:
— Признаюсь, что творчество Высоцкого мне никогда не нравилось. От него постоянно исходило какое-то отторжение: резкая манера исполнения и жестокость в характере песен.
Но с годами я только начинаю понимать, что я еще расту до Высоцкого и его творчества.
Светлана ГОНЧАРОВА, работник статистики:
— Высоцкий для меня сегодня великий поэт, поющий правду, неудобную и неприглядную. Кажется, что чашу свою он выпил до дна, несмотря на то, что пел "другу, передоверивши чашу, сбегу". "Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу, может, кто-то когда-то поставит свечу". Нужна ли ему свеча? Ведь ему есть что спеть, представши перед Богом, и есть чем оправдаться перед Ним.
Александр ЗИМЕНКО, культуролог:
— В первую очередь это голос из детства. С его песнями связаны многие события моей жизни, которые я помню до сих пор. Так что Высоцкий для меня — символ памяти.
Александр САВЕРСКИЙ, юрист:
— Гений, но неоднозначный. Я сам играю на гитаре и пою — и не далее как вчера орал Высоцкого, на всю дачу было слышно! Всегда поражаюсь накалу, с которым он выступал. Если петь на таком психологическом уровне минут 40, потом ходишь как после пыток. А он так не только пел, он так жил.
"КП в Белоруссии"
23.07.2010 |